воскресенье, 26 января 2020 г.

Сыны свободы. Катастрофа в Элмсвилле

1777 год. Генерал Джон Бургойн, выступив из Канады и взяв по пути крепость Тикондерога, рвется к Олбани. Если это ему удастся, силы патриотов в долине реки Мохок и на южных берегах озер Эри и Онтарио окажутся фактически отрезанными от основных сил.
Опасаясь прямого столкновения, командующий силами патриотов на этом направлении генерал Горацио Гейтс решает перейти к тактике изматывающей партизанской войны. Англичане, идущие на Саратогу, вынуждены были оставлять небольшие гарнизоны в местных городках для охраны коммуникаций. По этим-то отрядам и намеривался наносить удары Гейтс.
Элмсвиль был одним из городишек, по которому шло снабжение армии Бургойна. И вот в одно непогожее августовское раннее утро к городку подошли передовые части рейдовой партии американцев, состоявших из Роты спешенных драгун, роты легкой пехоты, сводной полуроты элитных стрелков и отряда индейских союзников. Это были передовые силы, имевшие задачей установить наблюдение за городком, разыскать возможные пути атаки на город, и дождавшись прибытия полка батальона милиции напасть англичан, застав из врасплох. О противнике было известно, что его силы составляют до двух рот линейной и одну роту легкой пехоты и подразделение армейских снайперов.
Прячась в зарослях за ручьем, бойцы американцев наблюдали за противником. Солдаты противника занимались повседневными делами, не подозревая об опасности. С минуты на минуту должны были прибыть ополченцы. Но то, что произошло дальше, иные называли превратностями судьбы, изменчивостью фортуны, непостоянством военной удачи, злым роком, а кто-то просто следствием некомпетентности офицеров и отсутствием у солдат элементарных знаний основ военного дела. Журнал «Новоанглийский джентльмен» задавался вопросом – на что идут деньги, полученные генералитетом на создание армии, ибо очевидно, что солдаты не знают, с какой стороны мушкета вылетает пуля. Информационный листок «Нью-Йоркский обозреватель» выпустил ярко проанглийский памфлет, восхвалявший силу британского оружия и призывавший мятежников сложить оружие и повиниться перед своим королем.  Газета «Вечерний Гудзон» вышла с заголовком «Бой в Элмсвилле – предательство или глупость».
легкая пехота на позициях, сзади подходят ополченцы
Командир роты драгун услышал в зарослях за спиной своих солдат какую-то возню и негромкие голоса. На требование объявить себя неизвестные в кустах замолкли и притаились, повторный запрос тоже остался без ответа. И тут у солдат не выдержали нервы и они слаженным дружным залпом врезали по кустам, за которыми естественно, были прибывшие на место, но растерявшиеся видимо на несколько секунд от неожиданного вопроса ополченцы.
Стрельба за ручьем переполошила англичан. Хотя они решительно не понимали, что все-таки происходит, поскольку и засад, ни пикетов за ручьем они не выставляли, однако очевидно было, что в зарослях за на том берегу шел бой.
Англичане поспешно организовали оборону. Завязалась перестрелка. Английские солдаты засели за каменной изгородью напротив брода и открыли огонь по противнику. Попавшие под их огонь драгуны отошли было глубже в заросли, но там их встретил залп обезумевших от страха ополченцев!
американцы палят друг по другу
На другом фланге ударная группа индейцев, ринувшаяся в атаку через мост попала под убийственный огонь английских снайперов. Стрелки из числа легкой пехоты пытались прикрыть их огнем, и даже выбили нескольких стрелков, но на помощь снайперам подошла рота линейной пехоты и слаженным залпом довершила разгром атакующей группы. Индейцы, потеряв больше половины бойцов, откатились за мост. Тем временем на фланге у брода сумевший остановить стрельбу своих солдат друг по другу командир американцев повел в атаку за собой своих людей, Но! Английская пуля достала его, лишь только он вывел своих бойцов на огневой рубеж! Солдат охватила форменная паника. Сержанты пытались привести в чувство своих людей, но их никто не слушал.
первая неудачная атака индейцев
английская легкая пехота занимает позиции

Фактически продолжали сражаться только легкие пехотинцы у моста, остальные отряды отступили в заросли. И, возможно именно благодаря примеру роты легкой пехоты остальные бойцы нашли в себе смелость продолжить сражение. К тому же к американцам подошел на подмогу еще один отряд индейцев.
Индейцы прорываются через мост
Однако перестрелка не принесла силам патриотов ожидаемого результата. Английские легкие пехотинцы держали под огнем противоположный берег и вели огонь по скоплениям противника, к тому же к ним подошла еще и рота линейной пехоты, сделав невозможной ни попытку переправы, не продолжение огневого контакта.
Свежему отряду индейцев удалось все же каким-то чудом прорваться за мост, но там их встретил прочный заслон из английских пехотинцев, принявших врага в штыки. В результате короткой схватки индейцы были отброшены за мост.
***
На этом моменте мы решили остановить игру, ибо уже устали очень сильно и все было понятно)) Патриоты, выступившие просто с блеском, не имели шанса на победу. Ну и мне в начале игры просто адски непоперло на кубах. Хотя очень весело получилось. Протестировали рукопашную схватку.
В общем, мы пришли к выводу о том, что система тянет не то, что предлагаемые стандартные 24 очка, а и вполне себе и 40 и даже 60, но выше уже начнет «тормозить». Так что по предлагаемой системе можно рубиться во вполне себе представительные схватки с полутора сотнями бойцов на сторону. Вот так

Спасибо Гене за игру и шикарные фотографии, и клубу OZ за гостеприимство!

воскресенье, 19 января 2020 г.

Сицилия. Лиса в ловушке

После разгрома каравана у крепости Аджира Юсуф ад-Дин и Али Аль-Халол с остатками отряда отступили в крепость Кальтаниссета. Отсюда Юсуф ад-Дин прибыл в Палермо. После краткого отдыха Юсуф ад-Дин отправил отчет о своих действиях в Кордову и провел краткое совещание с эмиром Палермо. Тот не спешил выделять личные войска, что вызывало у Кордовского генерала недоумение -  независимый эмир сам попросил помощи у могучего халифа, а теперь отказывался помогать войсками. После продолжительного совещания эмир пообещал выделить некую сумму денег для найма солдат, но большим, по его словам, он помочь не мог.
Однако, несмотря на намечающиеся разногласия нельзя было дать ромеям перехватить инициативу. Необходимо было продолжить давление на противника, для чего Юсуф ад-Дин принял решение продолжить набеги на приграничные земли, но изменить направление воздействия, переместившись несколько более южнее, и новой передовой базой выбрал крепость Пьяцца Армерина. Отсюда Али Аль-Халол был отправлен разорять земли по ту сторону границы.
В очередное утро Юмуф ад-Дин после утренней молитвы, переменив ночное платье на дневную одежду и умыв лицо и руки, и уже было приказал подать завтрак, состоявший, как это часто принято у закаленных и суровых воинов из простой непритязательной еды – верблюжьего молока, фиников и пары пресных лепешек, как в покои его вбежал стражник.
- Дурные вести, генерал! Ромеи, прямо под нашими стенами.
Византийский лагерь 
доставка воды в лагерь осаждающих
Взойдя на башню, Юсуф ад-Дин увидел лагерь ромеев. Часть воинов устанавливала палатки, часть собирала камнеметную машину, мантилеты, и крытую штурмовую галерею. Отдельная группа нонкомбатантов, сопровождающая войско ромеев занималась доставкой воды в лагерь из ближайшей деревеньки, где имелся колодец.
- Собрать у ворот всех воинов, - приказал Юсуф ад-Дин, - идем на вылазку.
Арабский военачальник прекрасно понимал, что как только ромеи соберут свою камнеметную машину, они неспешно начнут обстреливать из нее стены крепости, пока не сравняют укрепления с землей. Нужно либо уничтожить эту машину, либо вынудить их ромеев пойти на штурм. Запасов продовольствия в крепости очень немного, и впринципе ромеи могут выморить гарнизон голодом. Юсуф ад-Дин понял, что оказался в ловушке, из которой выбраться будет крайне тяжело. К тому же Али Аль-Халол не знает о бедственном положении своего начальника. Воины его будут обременены добычей, а значит не смогут драться максимально эффективно, да и вообще могут повторить судьбу предыдущего каравана. Положение сложилось крайне серьезное.
Собрав у ворот воинов, Юсуф ад-Дин повел своих бойцов на вылазку. На надвратной башне имам напутствовал единоверцев, читая сутры из Корана и напоминая правоверным о том, что смерть в бою с неверными делает человека мучеником за веру, и в саду Эдэма его будут ждать 108 гурий и вечное блаженство.


Первыми из ворот крепости вырвались легкие пехотинцы-берберы и отряд гулямов, маневром прикрывшие выход своих товарищей из узких ворот. Следом выходили отряды берберских и андалузских стрелков. Отряд берберских копейщиков остался прикрывать ворота из крепости. Легкие пехотинцы, опасаясь тяжелой ромейской конницы, кинувшейся было на них в атаку, укрылись на невысоких скалах. Там они оказались недосягаемы для страшных катафрактов, но сами могли оттуда поражать неприятеля из дротиков, арбалетов и луков. Но ромеи, не желая попадать под обстрел противника, отступили на исходные позиции.

передовой отряд мавров
войско ромеев готово к битве

катафракты и исавры выдвигаются навстречу противнику
легкие пехотинцы прячутся в скалах

Завязалась карусель дистанционного маневренного боя, в который включились наемники-исавры , ромейские токсоты и легкая мавританская пехота. Тем временем отряду берберов удалось отравить колодец, из которого брали воду ромеи.  Немного досталось и катафрактам, пару раз попавших все же пол дротики и арбалетные болты врага и понесшие даже некоторые потери.

мавры наращивают фланг, ромеи отходят на исходные позиции

катафракты попали под обстрел. перед строем воинов лежит их убитый товарищь

Кавалерия и ромеев и мавров осталась не удел. Воины рвались в бой и пытались корить командиров за малодушие, нервы бойцов были на пределе, но командирам с громадным трудом, но, все же удалось удержать своих людей на месте. Офицеры понимали, что те, кто первыми пойдут в атаку, рискуют попасть под убийственный обстрел вражеских стрелков с последующей контратакой кавалерии противника, которая, скорее всего, смела бы атакующих. Идет битва нервов и выдержки.

Бесконечные маневры и стычки очень вымотали солдат. Несмотря на то, что камнеметная машина ромеев не была уничтожена, мавры отравили колодец, питавший водой лагерь ромеев. Мавры начали отступать назад в крепость. К тому же отряд легкой пехоты ромеев выбил берберских лучников с одной из скал, создав угрожающее положение армии мавров.
На этом битва закончилась, так толком и не начавшись. Однако, лишенные воды ромеи оказались перед выбором – или немедленный приступ, или убраться восвояси.

Юсуф ад-Дин умыл лицо холодной водой. Слуга внес в его комнату кальян, который военачальник показал подать – он любил после сражения покурить и оценить результаты боя. Опять ромеи ударили в слабое место. Они знали, очевидно, что большинство воинов отправилось в набег и в крепости оставлен слабый гарнизон. А это значило лишь одно…

воскресенье, 5 января 2020 г.

Сыны Свободы. Первая кровь. Бой у Маисвилля.



18 век. От болотистых зарослей Джорджии до поросших вековыми соснами скалистых гор северного Нью-Йорка полыхает война за независимость Североамериканских колоний от британского владычества.
Небольшой городок в Северной Каролине, называемый Маисвилль, был типичным провинциальным поселением, каких в южных колониях находится великое множество. Жители городка занимались мирным трудом, выращивали табак и пшеницу, разводили домашнюю скотину. Это были добрые трудолюбивые люди, богобоязненные и степенные. Однако, сиим мирным декорациям в это погожее солнечное утро суждено было стать ареной битвы.
В городе находился сводный отряд американских регулярных сил, состоящий из роты морских пехотинцев, роты 2го Род-Айлендского полка, эскадрона легких драгун и отряда вирджинских стрелков. Командир этого отряда имел своей задачей контролировать перекресток, на котором, собственно, находился городок. В округе имелось крайне мало приличных дорог, по которым можно было перемещать артиллерию, по этой причине перекресток этот и имел высокое значение.
Командующий сводным отрядом офицер американцев в чине капитана собирался было отобедать в доме местного латифундиста, где он квартировал, но в столовую, где уже был накрыт стол и лакеи раскладывали по тарелкам аппетитные куски тушеного мяса и вареные кукурузные початки, а старший лакей уже откупоривал пыльную бутылку, буквально влетел сержант легких драгун.
- Важное донесение от нашей разведки! – крикнул он так, что казалось, зазвенели на столе хрустальные фужеры, - раки, сэр, черт их возьми! Две линейных роты и две роты легкой пехоты, и двигаются прямо сюда!
Поняв, что отобедать в ближайшее время не удастся, капитан приказал трубить общий сбор. Свое небольшое войско он выстроил на краю пшеничного поля.
- При всем уважении, сэр, - обратился к капитану сержант морских пехотинцев, могучий крепыш с сабельным шрамом на лице, - не благоразумнее было бы встретить врага не в поле на открытой позиции, а отступить на двадцать шагов назад и укрыться за каменным забором?
- Я полагаю, - ответил офицер, что с врагом следует драться лицом к лицу, как подобает солдату и джентльмену, а не прибегать к грязным уловкам подобно тому, как это делают жалкие, погрязшие в язычестве дикари-индейцы. Поэтому, занимайтесь тем, сэр, что следите, чтобы ваши люди четко выполняли мои команды и сохраняли строй, а вопросы общего командования оставьте тем, кто более компетентен в них.
первоначальная диспозиция

Тем временем на другой стороне поля показались английские солдаты, шагающие под мерную барабанную дробь. Построения противоборствующих сил копировали друг друга – в центре находились линейные пехотинцы, легкие застрельщики располагались на флангах.
Попытка вирджинских стрелков зайти с фланга не имела особого успеха – занять позиции на краю виноградников у них вышло, но то ли порох был закуплен некачественный, то ли накануне было выпито слишком много бренди – так или иначе, меткость  их выстрелов оставляла желать лучшего. На другом фланге зайти англичанам несколько сбоку попытались спешенные драгуны. Линейная пехота встала же в плотное построение, готовясь слаженными залпами встретить врага.
англичане наступают
первые выстрелы

бой начался




Легкая пехота англичан, шедшая несколько впереди, вступила в перестрелку с американскими стрелками. Но, поскольку перестрелка велась на приличном расстоянии, стороны несли минимальные потери. С подходом линейной пехоты англичан американским застрельщикам пришлось, однако, туго. Но, несмотря ни на что, вирджинцы и драгуны стойко держались на позициях и вели огонь по противнику, ожидая, что англичане, продвигаясь дальше, должны попасть под огонь морских пехотинцев и солдат 2го Род-Айлендского полка.

Американцы откатываются, неся потери
Однако англичане не стремились втянуться в огненный мешок. Вступив в перестрелку с нависшими на флангах американскими застрельщиками, англичане смогли отогнать тех на прежние позиции. Только сняв угрозу с флангов, англичане стройными рядами двинулись вперед.

Американские линейные пехотинцы, справедливости ради сказать, пытались поддержать огнем своих товарищей из числа легких пехотинцев. Но выстрелы их, увы, не имели почти  никакого эффекта. Ответный же огонь англичан был сосредоточен на роте Род-Айлендского полка. Английские пули выбивали то одного, то другого бойца, и вскоре подразделение охватила паника. Солдаты попятились назад, не обращая внимания на увещевания своего капитана. Ток, раскрасневшийся, пытался призвать их к мужеству, корил за малодушие и напоминал о долге перед своей молодой страной, но солдаты не слушали его. Объятые паникой бойцы кинулись под защиту того самого каменного забора, о котором говорил здоровяк-сержант.

Морские пехотинцы, смотря на своих товарищей, тоже начали отступать под защиту все той же каменной изгороди. Их примеру последовала и легкая пехота. К тому же офицеру наконец то удалось успокоить Род-Айлендцев. Укрывшись за каменным забором, американцы приготовились встретить врага.
американцы отошли за укрытие

Пусть теперь попробуют сунуться!
Английский майор рассматривал позиции противника в подзорную трубу. Американская деревенщина, эти остолопы, наконец-то додумались отступить под защиту каменной ограды.
- Что же, браво, для сеятелей табака и хлопка совсем не плохо! – обратился он к своему адъютанту. Пусть не сразу, но, по все же, по крайней мере, догадаться до такого уже успех для такой садовой головы, как офицер Континентальной армии!
- Прикажете добить этих мятежников? – спросил адъютант.
 - Боюсь, что нет. Поведение противника слишком идиотское. Я имею серьезное опасение полагать, что противник заманивает нас. Где то там, может быть в винограднике, возможно спрятано орудие, заряженное ближней картечью, или в домах засели еще стрелки. Они подпустят нас на ближнюю дистанцию и накроют наших людей огнем. Играйте сигнал к отходу. Напишем в раппорте, что уложили три роты этих подонков, повесили пару сочувствующих мятежникам негодяев и отступили из опасения быть атакованными подавляющими силами противника.

Техническая сторона игры
С Геной Ступиным решили, пока есть возможность, потестировать правила «Мятежники и Патриоты». Я, наконец-то смог выгулять своих американцев, Гена же играл англичанами, которые скоро уедут в США.
Первое, что понравилось в системе – крайняя простота правил и их абсолютная незамутненность всякими побочными и дополнительными правилами типа дождя, снега, лунных затмений, нашествий саранчи и внезапными приступами боевого поноса как следствия некачественного питания и отсутствия медикаментов  у солдат. Игроки бросают кубики на инициативу, и победивший первым поочередно активирует свои отряды, которые получив приказ выполнить одно из шести действий (движение, стрельба и т д), проходят тест на то, как они его поняли (тут могут быть забавные моменты).
Вследствие того, что в игре отсутствуют многочисленные разнообразные тесты, быстро обнаружилось второе достоинство системы – ее крайняя динамичность. Меньше чем за полтора часа мы сыграли 8 или 9 ходов. Из этого вытекает то, что у нас было по 57 фигур на сторону (фактически наши армии были клоны друг друга и отличались только косметически), система тянет на куда более масштабные столкновения
Вообще сегодняшняя встреча рассматривалась как именно проба пера, хотелось посмотреть как поведут себя на столе фигурки, как вообще идет игра в целом, отработать, так сказать, строевые приемы на месте и в движении. И в целом, мы остались очень довольны, мне лично система прямо зашла.
Надеюсь, что игра эта далеко не последняя, и мои американцы еще накормят омаров, как следует, пулями из их короля!))
P.S. Телефон фотает не очень, поэтому и фото тоже не очень, многие кадры просто, увы, не получились. Так что, имеем фотоматериал тот, что есть. Надеюсь, в следующий раз получатся лучше, или появятся новые игроки с более совершенной аппаратурой.